.... отменный отдых
.... Камчатка - удивительная страна ....
О фирме | |
Туры на Камчатку | |
Рыбалка | |
Охота | |
Горнолыжные базы | |
Эксклюзив | |
Рассказы | |
О Камчатке | |
Рассказы о рыбалке | |
Охотничьи истории | |
Ссылки | |
Сотрудничество |
перейти к рассказам Остроумова >>>
25 августа 2002 года исполнилось ровно 50 лет, как Остроумов А.Г. приехал на полуостров Камчатка.
Исследователь Камчатки XX века, летчик, ученый, писатель, рыболов, охотник и путешественник - это все Анатолий Георгиевич.
НА ВСТРЕЧНЫХ КУРСАХ
Анатолий Георгиевич Остроумов родился в Москве 2 января 1930 года. Еще до окончания ихтиологического факультета Мосрыбвтуза он решил, что будет работать на Камчатке, и приехал на полуостров 25 августа 1952 года. До 1956 года трудился в должности директора Ушковского рыбоводного завода, а потом всю жизнь работал в КамчатНИРО - научным сотрудником. Больше 15 лет календарного времени провел он в различных экспедициях, на полевых работах и в командировках.
Ему приходилось участвовать в интереснейших экспедициях,
проходить уникальными маршрутами. На маленькой лодке он преодолел около
двух тысяч километров, поднявшись и спустившись по реке Анадырь и ее притокам.
Привез на Камчатку из Хабаровска на самолете Ли-2 одну из первых партий
производителей амурского сазана, и в том, что этот необычный для полуострова
вид рыбы теперь обитает в озерах нижнего течения реки Камчатки, есть и
его заслуга. Участвовал в подборе места в бассейне реки Камчатки для выпуска
обской стерляди. Несколько десятков тысяч километров прошел пешком, на
лыжах, проехал на нартах, верхом на лошади, проплыл на бату, весельной
лодке и моторке...
На его долю выпало побывать в двух тяжелейших авиационных авариях, испытать около десятка вынужденных посадок, совершенных в непростых условиях переменчивой камчатской погоды. В обеих авариях шансов уцелеть практически не было. В первом случае, когда трехдневные интенсивные поиски пропавшего вертолета Ми-1 не дали результата, приятели и знакомые Анатолия Георгиевича помянули его за скорбным столом стопками спирта - единственного в 1961 году крепкого напитка. Велико было их удивление, когда своим появлением он опроверг печальное известие.
А.Г.Остроумов разработал специальную методику обследования с воздуха нерестовых водоемов и авиаучета лососевых рыб - основного богатства Камчатки, а главное, ему удалось перейти от качественных описаний к количественным оценкам, распространив работы на территорию всей Камчатской области и Корякского нагорья и за его пределами (Олюторский район). Уже не на маленьком По-2, а на более солидном Ан-2 летал он над реками. Когда появился вертолет Ми-1, то первым, кто по-настоящему оценил его, был А.Г.Остроумов, налетавший на нем первые 50 часов. Росли запросы, менялась и техника. На смену Ми-1 пришел Ми-4, а затем Ми-8. Уже давно авиаработы с рыбохозяйственными целями ведутся на всем пространстве от бухт Анастасия и Дежнева до мыса Лопатка, от реки Пенжины до реки Камбальной. Первые полеты Анатолий Георгиевич совершил в 1956 году и провел в небе над Камчаткой всего свыше 13 тысяч часов, на его счету около 2,5 миллиона налетанных километров.
Именно А.Г.Остроумовым впервые было обследовано с воздуха и земли множество камчатских рек и озер, определено их значение в воспроизводстве запасов лососей, составлено описание десятков нерестовых озер... Его стараниями в двух озерах найдены ранее не известные популяции жилой красной нерки-кокани, до этого найденной только в озере Кроноцком. Он принял участие в расселении жилой красной по целому ряду камчатских озер. В привозимых им пробах планктона и бентоса были обнаружены новые для Камчатки и Чукотки виды беспозвоночных животных.
За годы своей многоплановой работы А.Г.Остроумов побывал в самых труднодоступных и малоизвестных уголках обширной области и заслуженно считался знатоком Камчатки. Им были написаны десятки научных статей, очерков, рассказов - о животном и растительном мире Камчатки, которые охотно публиковали газеты и журналы. Он был убежденным, преданным защитником уникальной камчатской природы. Талантливым краеведом, удивительным собеседником. Настоящим патриотом своей земли.
перейти к рассказам Остроумова >>>
Николай БАТИЩЕВ,
генеральный директор авиакомпании "Камчатские авиалинии"
В середине августа 196... года мы выполняли обследование рек в южной части Карагинского района с целью авиаучета лососевых рыб. Мы - это командир вертолета Ми-1 Е.И.Мизеров и автор этих строк. Облетом богатейшей в рыбохозяйственном отношении реки Хайлюли завершалась в этот день наша работа. Почти все дно основного русла реки и обширнейшей сети боковых проток, притоков и множества разнообразных ключей использовалось горбушей, кетой и неркой-красной для размножения. Повсюду нерестились и готовились к нересту сотни тысяч рыб, а общее их количество во всем бассейне реки превышало три миллиона штук. Перед нами открывалась потрясающая картина буйного проявления жизни, ведь у такой рыбной реки кормится очень много зверей и птиц, десятки и даже сотни медведей, лисы, росомахи, выдры, горностаи, десятки белоплечих орланов и более редких белохвостых, рыбачат скопы, держатся сотни и тысячи чаек.
От озера Крюминского, расположенного вблизи устья реки, мы повернули на север и полетели вдоль береговой кромки, отступая от нее метров на двести-триста. Работали мы всегда на малых, так называемых истинных, высотах - не более ста метров. Так и летели в тот раз, о чем, как и полагается, сообщили дежурному авиадиспетчеру. В ответ услышали, что из Оссоры в Уку нам навстречу вылетел самолет Ли-2. Его бортовой радист передал в эфир, что Ли-2 уже находится на эшелоне, на высоте две тысячи двести метров.
Наш покрашенный зеленой краской вертолет летел над слабо всхолмленной равниной и на фоне приморской зелени был мало заметен, но мы не беспокоились, зная, что, кроме нас и Ли-2, летевшего хотя и навстречу нам, но на большой высоте, больше в воздухе никого не было, разве что птицы и комары. Мы пролетели над прибрежным поселком рыбаков - Ивашкой, пересекли одноименную реку, разрезавшую поселок надвое, и вскоре под нами оказалась река Дранка, как и все другие реки этого района, очень богатая рыбой. Слева и чуть сзади осталось большое, причудливых очертаний, озеро Рыбное, возникшее среди древних размытых морен, - ледниковые отложения прежних эпох характерны для этой местности. До тридцати тысяч штук нерки, тысячи штук кеты и кижуча заходит в него ежегодно на нерест. Этот водоем представляет собой как бы единый огромный инкубатор, обильно снабжаемый грунтовыми водами.
Повернув голову влево, я провожал взглядом хорошо знакомые ключи и озера, речные русла. Вдруг что-то заставило меня отвернуться и посмотреть прямо перед собой. Не знаю - что это было, будто услышал голос или кольнуло чем-то острым. То, что я увидел, требовало немедленных действий - секундное промедление было смерти подобно! - не так уж далеко впереди от нас летел Ли-2, весь, как и наш вертолет, зеленого цвета - слабо заметный. Летел строго нам в лоб, на нашей высоте, стремительно сближался с нами...
- Евгений Иванович, смотрите - Ли-2, идет прямо нам в лоб!!!
Мой крик совпал с моментом, когда Евгений Иванович тоже заметил несущийся на нас самолет. Среагировал он мгновенно - вертолет, послушно повинуясь рукам и ногам пилота, резко отвернул влево и вышел из смертельно опасной зоны. Почти тут же мимо нас промчался самолет. Конечно, в недопустимой близости. Мы почти полностью уверены в том, что наш вертолет остался для экипажа самолета незамеченным. Чем занимались на борту Ли-2, куда глядели, почему доложили об одной, а летели на другой высоте - можно только гадать, правды никому не узнать. Вернее всего - обычное разгильдяйство, конечно, совершенно, казалось бы, недопустимое в военной авиации, но, к сожалению, случающееся.
- Вон, видали, что делают?! Как хотят, так и летают, что с них возьмешь?! Еще пара секунд - валялись бы мы с ними на земле.
Так прокомментировал случившееся Евгений Иванович - командир опытный, пришедший в аэрофлот из военной авиации. У нас обошлось, а ведь за год до этого из-за анекдотичной халатности попал в аварию Ли-2, принадлежавший военному ведомству. Совершил вынужденную посадку на травянистой поляне между озерами Столбовым и Нерпичьим.
Вспоминаю, как мы чудом избежали столкновения, а перед мысленным взором возникает тот, другой Ли-2. Сначала стоял он почти совершенно целый, если не считать погнутых винтов, со временем разбирался и разрушался, но до сих пор, по прошествии тридцати с лишним лет, все еще можно видеть его останки. Да, совсем не случайно даже у молодых пилотов, работающих в области применения авиации в народном хозяйстве, бывает так много седых волос...